Ночные кошмары автовладельцев скоро обернутся реальными проблемами. А
штрафы за неправильную парковку и еще целый ряд нарушений ПДД вырастут в
разы и даже десятки раз. В пятницу Госдума во втором чтении (а значит,
он уже почти наверняка дойдет до подписи президента) приняла закон с
неприметным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ».
В частности, парковка под знаком «Остановка запрещена» с
2012 года обойдется не в символические для многих 100-200 рублей – как
сейчас, а в 1500. Причем в Москве и Санкт-Петербурге – вдвое дороже.
Пересказывать весь проект в этой колонке, видимо, неуместно, стоит лишь
упомянуть, что значительно строже станут наказания за все нарушения ПДД,
усугубляющие проблему пробок, – от выезда на перегруженный перекресток
до стоянки на трамвайных путях.
Если все это будет окончательно
одобрено, по части штрафов за неправильную парковку мы догоним, а то и
обгоним Америку. Я специально сверился: в Нью-Йорке штрафы за нее сейчас
находятся в диапазоне $65-115 в зависимости от особенностей
прегрешения, в Бостоне – $25-120.
Нельзя сказать, чтобы
американцы (равно как и жители других стран, где штрафы тоже весьма
высоки) были в восторге от этих тарифов. Но там за десятилетия высокого
уровня автомобилизации населения выработался определенный консенсус:
вождение – не право, а привилегия, ограничения на парковку – неизбежное
зло, с которым приходится мириться.
Речь идет о компромиссе перед
частным благом и общественным. С первым все более или менее просто: все
мы ценим удобство перемещения на личном авто, не говоря уже о том, что
зачастую это оказывается дешевле, чем пользоваться общественным
транспортом.
Со вторым – несколько сложнее. Пробки не позволяют
скорой помощи и пожарным вовремя спасать жизни. Всякий раз, видя
застрявший где-нибудь на Третьем кольце микроавтобус с красным крестом, я
вздрагиваю – кого-то могут вовремя не довезти до реанимации. Но речь не
только о жизнях: города – это прежде всего место для бизнеса,
невозможность перемещения по ним снижает деловую активность, снижает
темпы экономического роста, а значит – в долгосрочной перспективе –
уровень и качество жизни всех его жителей. Не только тех, кто ежедневно
теряет драгоценные часы в бесконечных пробках.
Качество жизни,
кстати, снижается не только в отдаленной перспективе, но и прямо сейчас.
Опоздали в театр, не поехали лишний раз в гости? Или стоит напомнить о
том, что на холостом ходу выхлоп автомобиля содержит куда больше всякой
дряни? А в результате нечем дышать всем...
Так что если мы хотим,
чтобы наши города (в первую очередь речь идет, конечно, о Москве)
превратились в нечто более приспособленное для человеческой жизни, нам
придется идти на эти компромиссы – сокращать количество автомобильных
поездок, становиться более законопослушными в отношении того, где можно
поставить машину, а где все же не стоит.
На этом месте кто-нибудь
обязательно решит, что его «агитируют за советскую власть». Не
дождетесь. Потому что дальше придется напомнить, что путь, по которому
пошла Госдума (по крайней мере на этот момент), – чуть ли не самый
идиотский из возможных. И если не будет сделано еще несколько шагов, ни к
чему, кроме возмущения городских жителей, эти решения не приведут.
Начнем с того, что не сделано никаких шагов по созданию парковочной
полиции. То есть налагать штрафы будут те же сотрудники ГАИ-ГИБДД, или
как там они сейчас называются. В Москве в каждый момент времени не по
правилам припаркованы десятки, если не сотни тысяч машин. У дорожной
полиции физически нет и не будет возможности обеспечить протоколами
всех. А значит, продолжатся и избирательное правоприменение, и коррупция
– она неразрывно связана с избирательностью.
Не готовы к
нововведениям и российские суды. Штрафы можно и нужно оспаривать, но что
делать, если сейчас штрафов за парковку практически нет и их уж точно
никто не оспаривает, а завтра они польются тысячами и десятками тысяч в
день? Где та судебная инфраструктура, которая сможет обеспечить
справедливость правоприменения?
При этом даже страх драконовских
штрафов не сделает московских водителей законопослушнее – во многих,
если не во всех, районах города зачастую поставить машину легально
просто невозможно. Не удивлюсь, если аккуратный подсчет выявит, что в
Москве вообще невозможно добиться того, чтобы большинство машин стояло
по правилам. По крайней мере в тех районах, где я бываю
Чтобы хотя бы уменьшить возмущение, властям надо бы позаботиться хотя бы о том, чтобы убрать с улиц избыточные знаки о запрете остановки и стоянки. И строить-строить-строить парковочные места – наземные, подземные, под водой и на крышах домов. Потому что вводить правила, которые невозможно исполнить даже стремящемуся к законопослушности гражданину, как минимум неразумно. А на самом деле это лучший способ подорвать остатки своего авторитета и настроить против себя даже наиболее лояльных граждан.
Исполнен может быть лишь закон, который может быть исполнен. Так что, сдается мне, если у властей сохраняется хотя бы толика здравого смысла, введение этого закона в силу будет отложено.
Максим Кваша