Фастфуд — одна из угроз человечества, говорят врачи. Однако число его поклонников почему-то не уменьшается — мировая индустрия фастфуда растет впечатляющими темпами. Не отстает и российский рынок — в прошлом году потребители потратили на «быструю еду» около полутора миллиардов долларов. Если бы в непростые 30-е — годы Великой депрессии — кто-нибудь сказал братьям Дику и Маку Макдональдсам, что в 2006 году в мире будет больше 30.000 ресторанов McDonald's, они бы только рассмеялись в ответ. Сегодня в мире существует множество сетей ресторанов быстрого питания, самые известные из них: McDonald's, Burger King, Subway.
Эра фастфуда Фаст-фуд (англ. fast food — быстрое питание) — блюдо, приготовленное для быстрой еды. Законом формата предполагается, что время между приготовлением и продажей не должно превышать десяти минут. Это лишь одно из возможных определений фастфуда, единой же дефиниции до сих пор нет. Вместе с тем практически все сходятся на том, что это быстрая еда, производимая в больших масштабах, когда блюда готовятся не по заказу, а из полуфабрикатов. Сегодня индустрия быстрого питания — один из наиболее динамично развивающихся в мире сегментов экономики. Рестораны fast food встречаются едва ли не в каждой стране мира: от Америки до Японии, от Австралии до Исландии. Один только McDonald's раскинул свои сети в 119 странах, местным же разновидностям фастфуда нет числа. В России, помимо мировых «звезд» имеются и свои собственные: «Ростик'с», «Русское бистро», «Крошка-картошка», «Теремок — русские блины», а также бесчисленные палатки с шаурмой и курицей-гриль. Считается, что фастфуд — дитя XX века. На самом деле он существует века, ведь еще древние римляне любили перекусить на скорую руку. Нередко «потомки Марса» отказывались от приготовления пищи дома, во многих римских домах вообще не было кухонь. Зато в каждом городе существовала масса закусочных и базаров, где торговали всевозможной едой. Кстати, именно тогда появился прообраз пиццы — лепешка из дрожжевого теста, смазанная оливковым маслом. Существовали у римлян и свои гамбургеры. Они жарили лепешки из говядины и ели их с хлебом. Национальные корни фастфуда можно найти всюду. Русские лоточники с пирожками и сбитнем, конечно, мало похожи на современных парней в фирменных кепках, но и общего у них немало: и те и другие предлагают перекусить на скорую руку. И все же на протяжении столетий фастфуд оставался своего рода прибавкой к домашней пище, не более. И только XX век изменил картину до неузнаваемости: фастфуд стал индустрией — с многомиллиардными оборотами и миллионами верных потребителей.
Скоростная еда Сегодня после громких скандалов, разоблачений и объявления чуть ли не всемирной кампании по борьбе с ожирением вряд ли кому-то еще неизвестно, что питаться фастфудом — не слишком полезно для здоровья. Почему же люди продолжают себе вредить? Прежде чем обличать индустрию фастфуда, стоит задуматься, почему она стала такой популярной? Ведь вряд ли кто поверит в сказку про мировой заговор с целью превратить население Земли в больных, толстых людей. Скорее у популярности фастфуда есть серьезные экономические и культурные основания. «Быстрая еда» превратилась в глобальную индустрию потому, что мир изменился принципиально: в разы увеличились темпы жизни, города выросли до многомиллионных масштабов. Кто сейчас может позволить себе роскошь пообедать в рабочий день дома? Вопрос, по большому счету, риторический. Мы живем все быстрее и быстрее, и как следствие, домашнюю пищу все больше вытесняют полуфабрикаты и готовая еда. Поэтому McDonald's и прочие куры-гриль только удовлетворяют спрос. При этом о возможных негативных последствиях фастфуда большинство людей знают, но продолжают там питаться. По данным опроса, проведенного американской исследовательской компанией Harris Interactive, 44% взрослого населения Америки признались, что с гораздо большим удовольствием поужинали бы дома, если бы у них оставалось время на приготовление еды. Кроме того, фастфуд — это не только удобно в нашем быстром мире, но и вкусно. Если поинтересоваться в «Макдональдсе», «Ростикс'е» или любой другой сети составом их блюд, то в конце длинного списка ингредиентов обнаружится отгадка — «натуральный ароматизатор». Он-то и делает незамысловатую еду такой вкусной. Индустрия фастфуда рождалась в годы, когда человечество, очарованное развитием технологий, руководствовалось лозунгом «Улучшим жизнь химией!». Поэтому рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах «Технология пищевой промышленности» и «Инжиниринг еды». Кухни кафе быстрого питания — всего лишь последняя инстанция в ряду сложного промышленного процесса, куда почти все продукты поступают замороженными, консервированными или сушеными. В результате простая на вид еда технологически переработана уже сто раз, и, похоже, за последние 40 лет она изменилась больше, чем за предыдущие 400. Впрочем, прогресс коснулся не только фастфуда, но и еды как таковой. Своим вкусом многие продукты, покупаемые в магазине или на рынке, так или иначе обязаны достижениям химии.
Спасибо товарищу Рональду за наше счастливое детство! Если зайти вечером в один из ресторанов McDonald's на выезде из Москвы, то можно увидеть десятки счастливых детей, приехавших из других городов в музеи или театры. Спектакли и выставки — лишь предлог для поездки, на самом же деле дети едут в McDonald's. Почему? Потому что, как гласит реклама, «весело и вкусно — McDonald's». Потому что там можно поесть и поиграть. Потому что там есть клоун Рональд, с которым можно сфотографироваться. В 2006 году в американской сети McDonald's насчитывалось 8000 игровых площадок, в Burger King (вторая крупнейшая сети фастфуда в Америке) — 2000. По российским сетям точных данных нет, однако и без них ясно, что местные рестораны быстро перенимают «детский» опыт. Фастфуд нашёл верный путь к сердцу детей, а следовательно, и их родителей — и в этом один из секретов его успеха в мире. Неслучайно маркетологи называют детей «потребитель — четыре в одном»: ребенок тратит сам, заставляет тратить родителей, взрослея, сохраняет часть привычек и передает их уже своим детям. «Сетям фастфуда удалось создать яркий, привлекательный бренд, который притягивает не только взрослых, но и детей», — считает Петр Семенихин, директор брендингового агентства Madison TMB. Он высоко оценивает роль эффективных рекламных технологий, которые поддерживают лояльность потребителей и снижают эффект негативной информации о вреде быстрой еды. По статистике в России проживает сейчас около 28,5 млн. детей до 16 лет (почти 20% населения), из них в столице — около 1,3 млн. (чуть меньше 10% москвичей). По подсчётам аналитиков агентства Symbol-Marketing (входит в Symbol Advertising Group), общий объем российского рынка детских товаров и услуг колеблется в пределах 4,5 млрд. — 7,5 млрд. долларов. Для сетей фастфуда лояльность молодой аудитории — это гарантия благополучия и процветания на ближайшие десятилетия. Между тем врачи утверждают, что еда такого рода особенно опасна как раз в детском возрасте, в период формирования и роста организма. Несбалансированное меню может привести к ожирению, нарушениям в эндокринной и иммунной системе, что в дальнейшем сказывается на физическом и умственном развитии ребенка.
Фастжир и шумфуд Человечество веками страдало от голода, последние же тридцать лет его наиболее прогрессивная часть мучается излишним весом. Врачи даже поговаривают об эпидемии ожирения. Одна из главных его причин — фастфуд. Дело в том, что быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. Действительно, энергетическая ценность обычного быстрого обеда лишь немногим отстает от суточной нормы. Так, обед в McDonald's, состоящий из большого гамбургера, стандартной картошки, пирожка, стаканчика колы и мороженного с шоколадом на десерт тянет примерно на 1300 килокалорий при норме в 1800-2500 килокалорий для взрослого человека — в зависимости от возраста, пола, физической нагрузки и т.д. Однако дело не только в калориях. В быстрой еде нашли широкое применение трансжиры — ненатуральные изомеры жирных кислот, образующиеся при производстве растительных масел и маргарина. Проще говоря, жир, на котором готовят в фастфудах, имеет мало общего с используемым дома оливковым или подсолнечным маслом. По данным исследователей из Университета Уэйк Форест (Wake Forest University, США), пристрастие к пище с повышенным содержанием трансжиров грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы». Однако, по мнению медиков, проблема не только в том, что едят в ресторане быстрого питания, но и как. Фастфуд по определению едят быстро, толком не пережевывая, и в желудок попадают неизмельченные и не смоченные слюной куски пищи. Как следствие — вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва и прочее) повышается в разы. Кроме того, негативную роль играет присущий такого рода заведениям шум. По мнению ученых, шум во время еды также повышает опасность желудочных заболеваний. В конечном итоге постоянное питание гамбургерами, хот-догами, картошкой, шаурмой, пирожками и прочими подобными блюдами неминуемо приводит к нарушению обмена веществ.
Бомба для ФФ Последние несколько лет мировую империю фастфуда сотрясают постоянные скандалы, против нее направлено бесчисленное количество исков и разоблачающих статей. Настоящей бомбой стала книга Эрика Шлоссера «Нация фастфуда». Несколько лет журналист Шлоссер изучал, как система быстрого питания изменила не только привычный рацион, но даже пейзаж сначала Америки, а затем и других континентов.
Досье Эрика Шлоссера Коровы, предназначенные для большой фастфудовской мясорубки, за три месяца до умерщвления огромными стадами загоняются на специальные площадки, где их кормят зерном и анаболиками. Больше 700 детей заболели в Сиэтле в 1993 году, пообедав в фаст-фуде Jack in the Box. Позже шестеро из них умерли. В течение восьми лет после этого случая аналогичную инфекцию подцепили полмиллиона человек. Из них сотни были убиты гамбургерами, а именно: содержащейся в фарше колибактерией. Каждый день в Америке около 200.000 людей страдают от пищевых отравлений, так или иначе связанных с фастфудом, 900 — попадают в больницы, 14 — умирают. Быстрая еда содержит огромное количество консервантов, а также всевозможных биодобавок. Какие именно добавки используются и в каких количествах — чаще всего остается тайной за семью печатями. Секретом остается и доза, а также происхождение других пищевых добавок — усилителей вкуса, стабилизаторов, эмульгаторов, структурирующих веществ, и прочее, и прочее. Вывод автора: вкус и запах гамбургеров и прочей быстрой еды делается на химических заводах. Впрочем, Шлоссер со своими разоблачениями не одинок. Врачи и общественные деятели во всем мире бьют тревогу — фастфуд является прямой угрозой здоровью человечества. Качество еды, энергетическая составляющая, применение трансжиров, а также чрезмерное количество сахара, соли, консервантов, красителей, стабилизаторов, эмульгаторов и т.д. — своего рода спусковой крючок для букета серьезных заболеваний, и не только ожирения, речь идет о гипертонических, сердечно-сосудистых, онкологических проблемах, о диабете, болезни суставов и позвоночника. Поэтому одной из общемировых тенденций стал постепенный отказ от рекламы фастфуда в СМИ, по крайней мере в детское время. Так, в Англии в конце 2006 года было принято решение запретить рекламу продуктов быстрого питания и другой вредной для здоровья еды в телепрограммах для детей и подростков до 16 лет. Тем самым по вредоносности быструю пищу косвенно приравняли к табаку и алкоголю. В 2007 году комиссар Евросоюза по вопросам здравоохранения Маркос Киприано призвал руководство всех стран ЕС оградить детей от рекламы фастфуда и другой суррогатной пищи в целях борьбы с усугубляющейся проблемой ожирения населения Европы. При этом некоторые британские ученые уверены, что проблема еще серьезнее, чем кажется на первый взгляд. По данным исследований, чрезмерное употребление содержащихся в фастфудовской пище жиров и сахара ведет к реальной химической зависимости, сходной с наркотической. В пользу этой теории говорит и тот факт, что любителям фаст-фуда очень сложно вернуться к нормальной пище.
Гамбургер или жизнь Как бы мы ни относились к фастфуду, следует признать: он стал частью нашей жизни. Плохо это или хорошо, каждый решает для себя сам. В США, на родине фастфуда, за последние 20 лет число случаев клинического ожирения среди молодых американцев выросло в три раза. Сейчас, по данным американского Минздрава, второй, третьей и, самой тяжелой, 4 степенью ожирения страдают 43 миллиона взрослых американцев или каждый седьмой житель страны. Причем речь не идет о первой степени ожирения, где вес тела превышает физиологическую норму до 30 процентов. Таковых еще 170 миллионов человек из 300-миллионного населения Соединенных Штатов. Каждый год от него умирают около 29 тысяч человек. Это вторая после курения причина смертности в США. Россия, страна развивающегося фастфуда, в последние годы стала входить в десятку самых тучных стран. Согласно статистике приведенной в газете «РБК Daily», 26% россиян страдают ожирением, еще 25% — имеют избыточную массу тела. В странах Евросоюза недавно появилась новая социальная реклама Live fa(s)t, die young! («Живи толстым, умри молодым!»). В рекламе используется игра слов: fast — быстрый, быстро; fat — толстый. Создатели считают, что под этим девизом живут многие европейские дети, поскольку 22 миллиона из них страдают от ожирения. Фастфуд нарушает психику людей.
Учёные доказали, что питание в ресторанах быстрого обслуживания может быть не только вредным для здоровья, но также нарушать психику людей, делая их нетерпеливыми и стремящимися к мгновенному получению удовлетворения, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию в Psychological Science. Авторы исследования, проведенного в Канаде, показали, что нетерпеливость отражается и в повседневном финансовом поведении людей, предпочитающих получить мгновенную, но небольшую финансовую выгоду, нежели отложенный, но гораздо более существенный платёж. «Учитывая роль финансовой нетерпеливости в современном экономическом кризисе, мы должны учитывать не только калории при рассмотрении последствий развития индустрии быстрого питания, так как она оказывает влияние на нашу повседневную психологию и поведение в гораздо более широких областях деятельности, нежели мы могли предполагать до сих пор», - сказал Чэнь Бо Чжун, соавтор публикации из Университета Торонто, слова которого приводит пресс-служба Ротмановской школы менеджмента при этом учебном заведении. Авторы исследования показали, что первоначальная идея быстрого питания: удовлетворение потребности в еде максимально скоро для того, чтобы не отвлекаться от других повседневных задач и работы, заставляет людей также приобретать другие продукты, призванные экономить время (например шампуни два в одном), и, что наиболее важно, снижает их желание сохранять и накапливать. «Мы обнаружили, что даже неосознаваемое самими людьми воздействие символов индустрии быстрого питания возбуждает в них чувство спешки и нетерпеливости, вне зависимости от контекста», - добавил Чжун. В своей экспериментальной работе группа ученых провела три типа экспериментов. В первом добровольцам демонстрировали символ индустрии быстрого питания: золотую букву «М» на фоне красного поля, являющуюся эмблемой McDonalds, в течение нескольких миллисекунд, так что люди не успевали понять, что именно они видят. Это приводило к тому, что в ходе последующего выполнения задания по прочтению текста эти добровольцы выполняли задачу заметно быстрее контрольной группы участников эксперимента, несмотря на то, что необходимости в этом не было никакой. Во втором эксперименте ученые показали, что воспоминания о посещении ресторана быстрого питания заставляли добровольцев выбирать из предложенного учеными набора предметы, являющиеся повседневными продуктами для экономии времени в процессе личной гигиены и других подобных дел. В последнем эксперименте аналогичное первому наблюдение за логотипами компаний быстрого питания заставляло добровольцев предпочесть в конце эксперимента небольшое, но мгновенное вознаграждение за участие, нежели отложенный, но существенно более крупный платеж. «Индустрия быстрого питания может даже влиять на восприятие отдыха, призванного дать человеку расслабление и релаксацию, сквозь призму нетерпеливости», - подытожил Чжун.