1. В игре ребенок усваивает различные знания, учится применять их на
практике. Таким образом формируются навыки и умения. Вначале
младенческие игры - простые манипуляции различными предметами. Ребенок
часами может класть какой-нибудь предмет в коробку и вынимать его. Это,
казалось бы, бессмысленное занятие формирует представления об объеме и
позволяет подметить достаточно сложные соотношения между предметами.
Ранее полученные знания уточняются и пополняются. Особенно ясно
это проявляется, когда ребенок начинает играть, например, в «магазин».
Для этого ему необходимы знания о работе продавца, товаре и деньгах.
Жизненные наблюдения ребенка осмысливаются на практике - в игровых
ситуациях.
2. В игре совершенствуются психологические механизмы
познавательной деятельности ребенка: чувства, восприятие, память,
мышление и воображение. В ситуации игры ребенок должен адекватно
воспринимать поступки товарищей, оценивать их и соответственно
реагировать. Благодаря воображению, которому в игре принадлежит особое
значение, самые простые предметы малыш превращает в машины, космические
корабли и т. п. Даже больше - он может придумать нечто невиданное и
неслыханное.
3. Игры могут стать
замечательной школой творческой деятельности и предприимчивости. В играх
развиваются фантазия, речь, конструкторские способности. Машины и
поезда из стульев, ящиков и подушек не просто подражание, а творчество, в
котором реальные детали замечательно сочетаются с придуманными
образами.
4. Игры организуют и дисциплинируют, развивают силу,
ловкость, координацию движений, т. е. совершенствуют организм ребенка.
5.
В играх воспитываются чувства, обогащаются и эмоциональные
переживания, вызванные отношением к предметам игры, товарищам, успехам
или неудачам. Ребенок в придуманных ситуациях, где все происходит
«понарошку», по-настоящему переживает свою роль. Если он «ученик» и
получает двойку, он действительно огорчается, если он «солдат» и
побеждает противника (крапиву у забора), то испытывает радость и
удовлетворение победителя. Так, уже в детстве проявляются зачатки многих
сложных чувств, которые могут затем развиваться во взрослой жизни.
6.
Особое значение игры состоит в том, что в ней формируется самосознание
пола (чему мы, кстати, не всегда уделяем должное внимание). Это
закладывает в ребенке черты будущих мужчины или женщины, приучает к роли
семьянина.
7. Игры учат детей сложному умению общаться с другими людьми, понимать
их. Подражая поведению и поступкам взрослых, они на практике усваивают
«технологию» общения. Удивительна способность детей менять «маски», без
устали перевоплощаясь то в маму, то в соседку, то в певицу из
телепередачи. Любопытно, что в ролевых играх дети точно воспроизводят
отношения в своих семьях.
8. Игры являются и школой
коллективизма, особенно игры-соревнования, в которых надо бороться не
только за свои, но и за успехи всей команды. В игровой ситуации хорошо
ощущается «плечо друга», в ней резко обнаруживаются эгоизм и себялюбие, к
проявлениям которых обычно сами дети беспощадны. Успехи в
коллективных играх зависят от согласованной деятельности, от умения как
руководить, так и подчиняться.
9. Игры могут стать своеобразными
упражнениями моральных качеств ребенка. В них, как на лакмусовой
бумажке, проявляются и честность, и жульничество, и многие другие черты,
относящиеся к категориям нравственности.
10.Игры развивают
настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность и другие волевые
качества. Можно и дальше продолжать перечень
психолого-педагогических воздействий игры, но надо помнить, что
положительные результаты могут быть достигнуты лишь в том случае, если
игра правильно сориентирована.
Бывают ведь такие игры, которые
провоцируют на жестокость, эгоизм... В этих случаях желательно тактичное
педагогическое руководство. Наблюдая за играющим ребенком, мы многое
можем узнать о нем.
Дети испытывают большое удовольствие, если
близкие, особенно папа или мама, участвуют в их играх. В игровых
ситуациях можно с легкостью и успехом воздействовать на ребенка, изменяя
его к лучшему.