На дворе — велосипедный сезон. Как
правильно содержать в порядке своего «двухколесного коня», чтобы ему
жилось долго и счастливо? Эксперты дают несколько простых, но весьма
эффективных советов.
Специалисты новосибирской сети магазинов «Чемпион» напоминают: любое
транспортное средство начинается с колеса. Именно оно задает плавность
хода. Поэтому при покупке велосипеда] нужно тщательно отбалансировать
натяжку спиц — это дело почти ювелирное и требует спецборудования, так
что не повторяйте процедуру дома, а предоставьте это мастеру в том же
магазине, где вы покупали велосипед. Сделать это нужно обязательно,
иначе вам грозит вечный «праздник восьмое марта» (проще говоря —
«восьмерка» колеса). Балансировка, как правило, входит в бесплатное
гарантийное обслуживание.
Второе важное действие — смазка цепи и системы. Правильное обслуживание
трансмиссии продлевает срок ее эксплуатации в несколько раз. Нужно
понимать, что зубья звезд системы, цепь и кассета изнашиваются
одновременно, и чрезмерный износ какого-либо компонента ускоряет
старение остальных. Износ цепи заключается в равномерном одновременном
стачивании всех звеньев, что приводит к нечеткому переключению скоростей
и соскальзыванию цепи на соседние передачи. Проверить примерную степень
износа несложно — установите с помощью переднего переключателя цепь на
большую звезду и попытайтесь ее оттянуть от системы. Если вам удалось
приподнять цепь над зубьями на высоту 2-5 миллиметров, то износ в
пределах нормы, если больше (или вы даже смогли снять таким образом
цепь), она требует обязательной замены.
Как правило, старая цепь — это сигнал, что необходимо задуматься о
замене кассеты и звезд системы. Более всего страдает средняя звезда как
самая используемая при поездках. Об износе системы свидетельствуют
следующие признаки: вы проверили износ цепи, и он оказался допустимым,
но при сильном педалировании цепь слетает или прокручивается. Еще один
признак — плохая работа звезды при переключении скоростей: изношенные
зубья не могут подхватить с переключателя скоростей цепь, и она
проскакивает и заходит на передачу после нескольких поворотов педалей.
Определить изношенную звезду еще проще, чем кассету, — на новой системе
форма зубца не должна быть заостренной, а должна заканчиваться небольшой
«площадкой». Если же все зубья системы напоминают акулью пасть, следует
как можно быстрее заменить сточенные звезды, потому что они изнашивают
цепь и кассету.
В среднем цепь хватает на 3-3,5 тысячи километров при чистке и смазке после каждого сильного дождя.
Смазку лучше применять тефлоновую — она стоит столько же, сколько
жидкая. В отличие от последней, тефлоновая смазка не так долговечна
(хватает примерно на два дождя), но зато на цепь прилипает значительно
меньше мелкой грязи.
Перед промазкой компонентов велосипед нужно обязательно промыть мыльной,
а затем простой проточной водой и протереть сухой тканью.
Труднодоступные участки можно очистить зубной щеткой. Старайтесь
смывать, а не счищать грязь, — не жалейте воды.
1. Смазку начинаем с шарниров тормозов — они находятся рядом с колесом,
которое бросает на них грязь и пыль при каждой поездке. Направьте тонкую
насадку распылителя точно на узел шарнира (место крепления тормоза к
раме и вилке), но избегайте попадания масла на тормозные колодки и обод.
2. Переходим к роликам заднего переключателя — просто поднесите баллон
со смазкой к месту крепления ролика и распылите достаточное количество
на его ось.
3. Смажьте шарниры переднего и заднего переключателя — это все места, где есть движущиеся части.
4. Если ваши тормозные рукоятки требуют большого усилия для нажатия,
стоит смазать все тросы в тех местах, где они уходят под «рубашки».
5. Последний этап — смазка цепи. Аккуратно нанесите по капле вязкого
масла: каплю на каждый шарнир (если есть специальное масло для цепи) или
точечными вспрыскиваниями через каждые три звена. После выполнения этой
процедуры возьмитесь за педаль и покрутите ее некоторое время — масло
проникнет в закрытые компоненты цепи. Возьмите в руки тряпку и
тщательно, сжав в руке цепь через ткань, вытрите все излишки масла.
Процедура почти закончена. Сядьте на велосипед и постарайтесь привести
все смазанные компоненты в движение — переключайте взад-вперед на одно
деление скорости, попробуйте в работе тормозную систему. Легко протрите
компоненты от остатков масла на внешних частях, и ваш велик как
новенький!
Прежде чем выезжать на шоссе, помните, что покатушки на велосипеде —
травмоопасное занятие. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, перед
каждой поездкой проверяйте исправность велосипеда (давление в покрышках,
работу тормозов, работу переключателей, протяните шатуны с усилием
35–50 N/m. Кроме того, еженедельно проверяйте затяжку рулевой колонки,
состояние тросов и рубашек, степень износа тормозных колонок, смазывайте
цепь.
Раз в месяц проверяйте состояние трансмиссии, цепь, звезды; фиксацию
седла, подседельного штыря, руля и выноса, состояние подшипников рулевой
колонки на наличие люфта; состояние подшипников педалей на наличие
люфта; состояние колесных втулок на наличие люфта; состояние каретки на
наличие люфта; протяните шатуны с усилием 35–50 N/m.
Этот график подходит для нормального использования велосипеда. Если вы
часто эксплуатируете велосипед во время дождя, снега или по грязным
дорогам, то следует проверять и обслуживать узлы чаще. Если какая-то
деталь пришла в негодность, нужно немедленно заменить ее.
При катании пользуйтесь индивидуальными средствами защиты. Шлем сводит к
минимуму вероятности травмы головы, очки защитят глаза от попадания
пыли и насекомых, перчатки сберегут руки при падении. Кроме того, есть
несколько простых советов, которым надо следовать: переезжайте рельсы
под прямым углом, не используйте сочетание звезд, при которых происходит
значительный перекос цепи, при переключении применяйте минимальную
нагрузку на педали и не пытайтесь переключаться на несколько передач
разом. При катании всегда берите с собой насос и запасную камеру (или
ремкомплект) — езда на спущенном колесе приведет к серьезному
повреждению велошины и велокамеры.