Итак, ура товарищи. Свершилось то, чего все так долго ждали-теперь можно
быть непосредственным участником действа киноленты, можно попасть в
самую гущу, в самую атмосферу фильма-теперь все больше и больше лент
снимаются в формате 3d. Людям нравится, инженерам есть работа, компаниям
капает $. Вроде все довольны. Но мало кто задумывается за счёт чего
достигается 3d эффект и что он реально может вредить здоровью.
И так,
простое русское объяснение чем же безобидная объемная картинка
может навредить простому обывателю.
С недавнего времени в киноиндустрии наметился бум на 3d. Все ходят в
кино только на объем, смотреть плоские фильмы вроде как уже не круто.
Компании, выпускающие мониторы, телевизоры и видеокарты налаживают
массовый выпуск хоум-оборудования для просмотра объема. Но никто не
задумывается о возомжном вреде. Я понимаю, что в нашем мире довольно
сложно говорить о чем-то безвредном, в мегаполисах даже воздухом дышать
вредно, не говоря уже о всяких девайсах, вроде мобильника. Я пишу эту
статью потому что, во-первых, считаю что вред надо минимизировать, а
во-вторых, потому что мало кто задумывается об этом. О вреде мобильника
или компьютера каждый задумывался хоть раз, а вот о 3d…
Итак, давайте перенесемся в замечательный кинотеатр где в формате 3d
показывают какой-нибудь очередной шедевр.
Покупаем билеты, на входе в зал у нас их проверяют и выдают очки.
Мы радостно их берем и занимаем места в зале согласно купленным
билетам, одеваем очки. И вот начинается долгожданное кино. Выглядит это
примерно так
А теперь давайте посмотрим, что происходит с нашими глазами во время
просмотра объемной картинки через такие вот очки. Небольшая лекция о
устройстве наших глаз. Прошу прощения если она будет немного нудной.
Хрусталик в нашем глазу составляет довольно важную часть
светопреломляющего аппарата, является своего рода линзой. В глазу так же
есть цилиарная мышца.
подробнее:
Цилиарная мышца служит для растягивания и сжатия хрусталика, таким
образом вместе с хрусталиком она играет роль автофокуса. Когда мы
смотрим на объект она растягивается-сжимается(играет настройками) и в
итоге настраивается на лучший фокус. Этот процесс называется
аккомодацией. Кроме нее в нашем глазу есть дальномер, он работает за
счет того, что у нас 2 глаза, и более-менее трезво оценивает расстояние
до объектов. Так же мозг без участия сознания может оценивать информацию
о расстоянии до объекта из побочных источников.
Теперь самое интересное, как же все это добро работает с 3д.
Принцип работы объемного кино заключается в том что бы техническими
средствами обмануть дальномер-подать на разные глаза разные
картинки.Так, дальномер обманут. А вот что же делать с аккомодацией? Она
должна оставить экран плоским! Но тут начинается еще более интересный
процесс-перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект
находится в плоскости экрана. Дальномер говорит, что объект находится
где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный
анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект
далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает
сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто встаёт в
ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из
штатного режима и, как следствие, переутомление).
В итоге при длительном просмотре 3д очень быстро устаёт цилиарная мышца
(характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то,
что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые
до сей поры всегда только помогали друг другу. Не знаю к чему это
ведет, но надеюсь что в ближайшее время врачи научаться лечить эту
штуку.
Кстати, все что описано выше происходит лишь при просмотре 3d вблизи.
Если расстояние до экрана 10-20 метров. В таком случае хрусталик имеет
правильное положение и нет никаких проблем с аккомодацией. ПОЭТОМУ СМОТРЕТЬ СТЕРЕОКИНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ С ПОСЛЕДНИХ РЯДОВ
КИНОТЕАТРА! НА ПЕРВЫЕ РЯДЫ НЕ САДИТЕСЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!