Пропаганда здорового образа жизни, охватившая мировое информационное
пространство в последние 10-15 лет, помогла многим производителям
продуктов и косметики без особых усилий увеличить свои барыши
«Помогает
желудку», «Укрепляет сосуды», «Поднимает иммунитет» — подобные лозунги
можно увидеть на сотнях самых разных продуктов в современных
супермаркетах. Как показывает практика, потребитель с радостью готов
покупать что угодно — от йогуртов до особого вида макарон — если оно
обещает ему помощь в похудании, укреплении здоровья, улучшения цвета
лица и т.п. К сожалению, далеко не всегда обещания маркетологов
соответствуют реальному эффекту от употребления того или иного продукта.
Вот список из 10 чересчур разрекламированных товаров или услуг, польза
от которых ничтожна по сравнению с их итоговой стоимостью.
Соевые продукты
Изначально
соевое молоко, сыр и даже мясо были выведены на рынок специально для
людей, страдающих непереносимостью лактозы, и вегетарианцев. То есть для
тех, кто по тем или иным причинам не может употреблять их натуральные
аналоги. Однако со временем многие начали воспринимать продукты из сои
как диетические, и особенно — соевое молоко, которое, по утверждениям
некоторых врачей, усваивается организмом намного лучше коровьего. Но вот
в чём подвох. Зачастую соевое молоко более калорийно, чем натуральное
средней жирности, за счёт того, что почти все производители добавляют в
него сахар. Таким образом, никакого «диетического» эффекта оно не имеет
(скорее, наоборот), и похудеть от него может разве что ваш кошелёк. Для
сравнения: литр коровьего молока жирностью 3,2% обойдётся вам в 40-45
рублей, цена литра соевого молока колеблется между 75 и 120 руб.
Свежевыжатые соки
Стакан
свежевыжатого сока обойдётся вам в 3 раза дороже обычного, при этом
количество витаминов в нём отнюдь не пропорционально итоговой цене.
Кроме того, как в пакетированных, так и в свежих соках довольно много
сахара, по калориям они эквивалентны (а зачастую и превосходят) обычную
газировку, а у некоторых людей могут спровоцировать аллергию и проблемы с
пищеварением. Не стоит злоупотреблять этим продуктом — лучше заменить
его обычными фруктами.
Бутилированная вода
По данным
американского Совета по охране окружающей среды, индустрия
бутилированной воды зарабатывает около 4 миллиардов долларов в год
только на территории Соединённых Штатов. При этом, как показали
многочисленные тесты, качество такой воды ничем не превышает качество
водопроводной, пропущенной через самый обычный домашний фильтр. В
среднем каждый американец тратит на воду в пластике до 200 долларов
ежегодно.
БАДы и витамины
Дефицит витаминов или
минеральных веществ — конечно, не выдумка пиарщиков, а реальная и
довольно распространённая проблема. Но решать её с помощью дорогостоящих
препаратов (а витамины и БАДы чаще всего стоят дорого) стоит только по
совету врача или в случае возникновения серьёзных симптомов. Как говорит
американский диетолог, автор книги «Полный путеводитель по витамин и
минералам» Элизабет Сомер, в большинстве случаев восполнить нехватку
витаминов можно, слегка скорректировав своё питание и больше бывая на
свежем воздухе. Максимум, на что стоит потратиться, это кальций, магний и
витамин С (аскорбиновая кислота).
Низкокалорийная газировка
Согласно
статистике, которую приводит Forbes.com, американцы и европейцы тратят
на газировку примерно по 300 долларов (или 9 тыс. руб.) ежегодно. При
этом медики утверждают, что эти напитки вредны вне зависимости от того,
содержат они сахар или нет. Дело в том, что искусственные подсластители,
которые входят в состав так называемой диетической газировки, по данным
исследований, приводят к скачкам кровяного давления и уровня сахара в
крови. А это, в свою очередь, как ни парадоксально, вызывает...
ожирение.
Батончики мюсли
Одержимость мюсли в самых разных
видах и формах пришла к нам из Европы и больше всего охватила офисных
работников. Ни с того ни с сего мюсли-батончики стали считаться
идеальной едой для тех, кто ведёт сидячий образ жизни — но вот незадача:
по калорийности и составу большинство таких батончиков ничем не
отличаются от обычных шоколадок. В них так же много сахара, так же много
трансжиров (крайне вредных для сердца и сосудов), а питательных
веществ, возможно, чуть больше, чем в той же шоколадке с цельными
орехами. В Америке сейчас другая мода: с лёгкой подачи звёзд Голливуда
все увлеклись протеиновыми батончиками. И это такое же следствие
рекламы, как популярность мюсли, говорят диетологи. Опять же, много
сахара, трансжиры, несоразмерно высокая цена (от 50 до 120 руб.), а по
содержанию белков эквивалентом могут быть, например, 2 яйца (8-10 руб.).
«Лечебная» косметика
Омолаживающие,
подтягивающие, освежающие, питательные и прочие «чудесные» кремы и
тоники могут стоить от 1500 до 5-7 тыс. рублей в зависимости от состава,
объёма и фирмы-производителя. Однако, по словам голливудского
дерматолога Тони Наклы, ни один в мире косметический препарат не
оказывает эффекта, стоящего таких денег, из чего бы он ни был сделан —
из акульего жира, плацентарных клеток, «ионов серебра» и иже с ними.
Большинство средств, стоящих на полках косметических магазинов, можно
заменить аптечными мазями в 5, а то и в 10 раз дешевле, а если уж вы
решили купить себе чудо-крем для лица, выбирайте тот, где есть ретинол и
как можно меньше красителей и ароматизаторов. Кстати, визит к
дерматологу так же принесёт больше пользы и стоить будет гораздо меньше,
чем поход в косметический бутик.
Йогурты с бактериями
Ставя
на бутылке кефира или стаканчике йогурта значок «Содержит полезные
бактерии», производитель, безусловно, не кривит душой. И в кефире, и в
йогурте эти бактерии действительно содержатся — правда, они же есть и в
любых других непастеризованных кисломолочных продуктах. А по мере
хранения бактерий становится всё меньше и меньше — и тут уж нет разницы,
20 рублей стоил ваш йогурт или 120. Выбирайте подобные продукты с умом:
обращайте внимание не на мифически «бактериальные» преимущества, а на
наличие в их составе сахара, красителей и искусственных ароматизаторов.
Порой натуральный — то есть лишённый этих добавок — йогурт стоит
дешевле, чем обклеенный рекламными значками и от этого более заманчивый
для доверчивых
Абонементы в фитнес-клуб
После новогодних праздников фитнес-клубы буквально атакуют клиенты, одержимые идеей здорового образа жизни. Мучаясь угрызениями совести за переедание и безделье во время каникул, офисные работники не жалеют денег на полугодовые и годовые абонементы... но, по статистике, пользуются ими от силы до весны. В среднем же каждый обладатель клубной карты посещает занятия не более 5 раз в месяц, и таким образом цена одного посещения составляет от 300 до 500 рублей. Дороговато? Да, но не только. Заброшенный фитнес только и делает, что «успокаивает совесть», а вот желаемого результата не даёт. То есть, фактически, помогает смириться с лишними килограммами. Попробуйте лучше ходить пешком: 30-минутные пешие прогулки каждый день в течение 3 месяцев помогут сбросить около 2 килограммов, и при этом обойдутся совершенно бесплатно.
Автор - Антонина Михайлова, "Аргументы и Факты"